На прошлой неделе отмечался Всемирный день театра. В связи с этим праздником, детская студия «Синяя птица» пригласила Жуковвский.life на свой премьерный спектакль «Просто ребенок, или Принцесса каньонов» (по рассказу О. Генри «Вождь краснокожих»). В постановке участвовали самые старшие актеры студии, и они, надо сказать, сделали свое дело: смешно было не только детям, но и взрослым. А это очень важно. Но прежде чем зрители увидят конечный результат, над спектаклем приходится долго и упорно работать, причем не только артистам, но и режиссеру.
О том, как складывается работа театральных студий за кулисами, с какого возраста детей обычно отдают на такие занятия, каким образом разглядеть в ребенке талант к актерскому мастерству и т.д. мы решили поговорить с режиссером и руководителем «Синей птицы» Наталией Вибе.
– Наталия Георгиевна, как вы думаете, с какого возраста ребенка лучше отдавать на дополнительные занятия, в том числе и в театральную студию? Какого возраста ваши ученики?
– Полагаю, здесь родители думают, что называется, сами. Во многом это зависит и от самого ребенка. Знаю, что в большинстве театральных студий всерьез начинают работать с детьми от 8-10 лет и старше. Я принимаю детей более младшего возраста: 7-8 лет. И надо сказать, они более чем успешно занимаются и выступают на фестивалях-конкурсах. Моя дочь играет в нашем коллективе с 4 с половиной лет. Сегодня самой младшей моей ученице в студии – 6 с половиной лет. Она интересна именно своим возрастом, в котором еще главенствует детская непосредственность и желание играть. А ведь именно это и оказывается в основе актерской работы!
– Как разглядеть в ребенке талант к актерскому мастерству? Можно ли его взрастить с нуля? Были ли в вашей студии такие примеры? Или же реалии жизни таковы, что театральные студии лишь помогают его развить?
– Редко в каком ребенке нет актерского таланта. Все дети играют в сюжетно-ролевые игры. А это и есть основа театрального творчества. Работа с детьми младшего возраста сложна тем, что там должен главенствовать не принцип «научи», а принцип «не испорти» – здесь способности есть практически у каждого. Поэтому «c нуля» актера редко когда растишь. Другое дело, что порой кажется, что ребенок мало чем отличается от большинства детей. А вот потом оказывается, что он-то как раз и есть тот самый, кого мы в коллективе так долго ждали. Среди моих нынешних старших актеров есть девочка, на которую я поначалу и всерьез-то даже не посмотрела. Только она ныне – лучшая актриса Международного фестиваля. Поэтому, мне кажется, здесь дело даже не в количественном составе таланта, хотя актерские способности, конечно, должны бы быть, а в отношении к делу как со стороны ребенка, так и со стороны родителей. Да и к тому же фестивали – дело затратное. Поэтому вопрос, насколько родители готовы поддержать своего ребенка, очень актуален. Потом еще одна сторона медали – доверие конкретному педагогу. Если в меня верят и работают так, как я прошу, то и я свою задачу точно выполню.
– Что нужно, чтобы победить на фестивалях? Какие основные принципы для этого необходимо соблюдать?
Все просто: делай не то, что «надо», а то, что чувствуешь здесь и сейчас. И тогда органика уже никуда не денется. Бесспорно, спектакль – очень сложный механизм. Но и в нем лучшее – враг хорошего. Не старайся понравиться, а просто верь в то, что делаешь. И все непременно получится.
– Говорят, что с комедией очень сложно выиграть, что судьи предпочитают в основном драматические постановки. Это так?
Здесь мне судить довольно трудно. Дело в том, что комедийные спектакли мы в коллективе выставляли только на заре нашей деятельности. В то время вряд ли причины наших каких-то первых неудач было бы правильно сводить исключительно к жанру. Да, выигрывали фестивали мы несколько раз именно с драмой – мы играли «Чучело». Звание лучших актрис мои девочки получали именно на этом спектакле и на постановке «Время полной луны» по мотивам повести «Книга джунглей» Р. Киплинга. В этом году вновь обратились к комедии и поставили спектакль по мотивам рассказа О. Генри «Вождь краснокожих». Посмотрим, что получится. То, что играть комедию сложнее, – бесспорно. В драме зритель сам, по понятным причинам, может дофантазировать что-то за нас, ведь вряд ли найдется человек, который хотя бы однажды не переживал какую-то драматичную ситуацию. А вот в комедии уже что актер показал, то зритель и увидит на сцене, тому и поверит.
– Как обычно происходит выбор репертуара: вы подбираете его под актеров или же наоборот актеров под то или иное произведение? Бывали случаи, что тему будущего спектакля предлагали сами дети?
– Выбор репертуара – вообще наисложнейшая тема! Попасть в то, что интересно играть, крайне трудно! Иду по наитию. Стараюсь брать темы, интересные моим актерам. Дальше уже начинается творческий процесс. Мы можем изменить порядок событий, убрать или добавить героев, поменять их пол, возраст и т.д. – в зависимости от того, кто будет играть эту постановку. Не могу сказать, что подбираю сценарий под актеров – нет! Тогда бы я заперла бы их в единственно возможном образе и никакого развития мы бы не получали. Не уверена, что это правильно. Скорее подбираются актеры под роли. Кстати, не всегда с первого раза. Иногда даже в необъяснимой критической ситуации. Главная героиня спектакля «Чучело» вообще должна была играть другую роль. Но так сложились обстоятельства! И они сложились именно так, как должны были сложиться, потому что именно эта девочка получила награду за лучшую женскую роль фестиваля.
– Дети обижаются, когда не получают главные роли? Как правильно подготовить ребенка к роли? Что делать, если ученику она не нравится?
– Если не получают главные роли, то порой обижаются. Точнее, не обижаются, а расстраиваются. Моя задача дальше – убедить, что не роль красит человека. Честно, получается не всегда. Если получается, спектакль удается. А способов влюбить воспитанника в роль великое множество. И главное здесь – найти, придумать, дофантазировать. Чаще получается. Порой находит коса на камень. Но тогда это уже отдельная история. Потому что при распределении ролей имеет большое значение великое множество факторов от внешнего типажа до внутренней силы. И неизвестно, что пересилит.
– Сколько в среднем времени уходит на постановку спектакля?
– Очень по-разному. Бывает, что весь сезон готовим и то не успеваем доделать. «Время полной луны» переделывали сезона полтора, все что-то искали и находили. «Чучело» сложилось, наверное, за полгода, потом за два месяца переделалось, и потом за две недели переделалось еще раз. Сейчас мы месяца три-четыре делали «Вождя». Правда, на него сейчас нельзя ориентироваться, потому что в нем играют только старшие актеры – проверенные и четко понимающие, что делают. Младший состав еще не готов выходить с премьерой своего спектакля. Надеюсь, что еще месяц-полтора – и к зрителям! Так что у нас готовится еще одна премьера.
– В последнее время ходить в театр вновь стало модно. Вы со своими ребятами посещаете профессиональные спектакли? Каковы их впечатления? Были ли когда-нибудь на постановках, основанных на произведениях классиков? Как они относятся к таким спектаклям?
– Мы нечасто, но ездим на профессиональные постановки. Очень любим Губернский театр. Почему-то так вышло, что именно с ним мы как будто на одной волне. Относительно классических постановок – наверное, это дань времени, но наши актеры – сегодняшние жители планеты Земля. К тому же молодые и амбициозные. Поэтому им очень хочется все переделывать по-своему. Не хочу им в этом мешать. Вернуться к классике никогда не поздно, а вот что-то интересное упустить сейчас, когда мысли скачут в голове от юной энергии, очень даже можно.
– Что особенного в вашем театре, как вы думаете?
– Мы постоянно все делаем вопреки. Я уверена, что спектакль надо снимать с конкурса, – а они играют так, что становятся победителями фестиваля. Мне что-то кажется спорным – а эта находка и срабатывает. Мы постоянно экспериментируем, уходим от правил и доверяем интуиции. Как ни странно, срабатывает. Переделка всего спектакля за неделю-две до показа уже вообще стала привычной! Без этого, наверное, и спектакль не получится! И все при этом очень дружат, очень переживают друг за друга. В индивидуальной номинации больше волнуются не за себя, а за кого-то из своих. В общем, такой клубок.
– Сейчас театральные студии стали очень популярными. Почему их стало так много?
– В нашем мире компьютеров и Интернета театр и театральная студия – те места, где по-прежнему живут настоящие эмоции. Здесь есть люди и их судьбы, а не написанные кем-то сценарии. Наверное, все это действительно в дефиците, поэтому мы и тянемся туда, где можно чувствовать по-настоящему.
– Как вы думаете, занятие в театральной студии помогает в жизни выпускникам?
– Еще как! Мы учимся общаться, искать выходы, переживать неудачи и радоваться победам. Кроме того театральная игра – это возможность прожить на одну жизнь, на одну судьбу больше. Наверное, поэтому юные актеры всегда внутренне старше своих сверстников, у них острее чувство справедливости и они сильнее дорожат тем, что имеют.
Досье: театр-студия «Синяя птица» основан в сентябре 2011 года. В течение последнего года стадия дважды стал лауреатам 1 степени в номинации «Театральное творчество» со спектаклем «Чучело». Главная героиня этого спектакля, Ксения Семенова, исполняющая роль Лены Бессольцевой, удостоилась награды за Лучшую женскую роль Международного фестиваля в рамках проекта «Берега надежды» (г. Анапа, 2016 год), а Дарья Павлова, играющая Железную кнопку, получила награду за Лучшую женскую роль второго плана. Такую же награду получила Алена Вибе за роль Табаки в спектакле «Время полной луны» по мотивам повести Р. Киплинга «Книга джунглей». Спектакли, которые были поставлены: «Ну где же ты, папа?» (по мотивам повести А. Линдгрен «Пеппи Длинный чулок»), «Алиса в стране чудес», «Звереныш» (в двух редакциях), «Кот в сапогах», «Тройка с минусом, или Происшествие в 5А», «Сверху — вниз – наискосок» (по рассказам В. Драгунского), «Сказка весеннего леса», «Время полной луны» (по мотивам повести Р. Киплинга «Книга джунглей»), «Чучело», «Просто ребенок, или Принцесса каньонов» (по рассказу О. Генри «Вождь краснокожих») и т.д. Готовится спектакль «Дружба цвета апельсина», который выйдет в конце апреля-мае.