Многие, вероятно, знакомы с творчеством талантливого уличного художника, известного под псевдонимом Паша 183 или P183. Его работы поражают своей смелостью и масштабом. Он создавал из бетонных плит шоколадки «Алёнка», рисовал на стеклянных дверях метро сотрудников ОМОНа со щитами и превращал уличные фонари в огромные очки.
За свой стиль и стремление сохранить анонимность в СМИ Пашу 183 стали называть «русским Бэнкси». Поначалу художник был обижен, так как не хотел быть похожим на кого-то. Однако позже он смирился с этим прозвищем и даже иногда представлялся именно так.
К сожалению, в возрасте 29 лет Паша 183 неожиданно ушёл из жизни, что стало потрясением для всего художественного сообщества. В этой статье мы расскажем о его короткой, но яркой жизни.
С чего все начиналось?
Павел Александрович Пухов родился в Москве 11 августа 1983 года. В юности, как и многие его сверстники, он увлекался брейк-дансом и играл в баскетбол во дворе.
Друзья характеризуют Павла как человека честного, открытого и удивительно наивного. Он всегда искренне и самоотверженно верил в свои идеи, что вдохновляло окружающих и побуждало их к активной деятельности.
Павел получил образование в области дизайна, но никогда не применял полученные знания на практике. Он сменил множество профессий: работал дизайнером, художником-постановщиком, реставратором и системным администратором. Параллельно с работой он занимался творчеством и постоянно придумывал что-то новое. Многие слышали о его первом самодельном проекторе на батарейках или о роботе Space Invader.
Павел создавал свои проекты самостоятельно, и у него было множество увлечений: фотография, общение с диггерами, дизайн и аэрография, монтаж клипов и роликов, попытка создать журнал, разработка сайта, рисование декораций для мюзикла и многое другое. Друзьям было трудно понять, как он всё успевает. У Павла было ещё больше нереализованных проектов и идей, которые он записывал в свои блокноты.
Творческая личность
В официальных биографиях творчество Паши 183 представлено в кратком изложении: он был известен как граффити-художник, создатель уличных инсталляций и живописец.
Паша 183 начал свой путь в искусстве в конце 1990-х годов. Его работы были увидены миллионами людей, однако лишь немногие знали его настоящее имя.
В редких интервью Павел рассказывал, что у него два высших образования: помимо дизайна, он также получил юридическое образование.
К середине 2000-х годов P183 уже обладал своим уникальным стилем, который позволял узнавать его работы даже тем, кто был далек от современного искусства. За свой талант и бескомпромиссность Павел снискал уважение как у художников из андеграунда, так и у тех, кто расписывает фасады домов и трансформаторные будки по заказу городских властей. Это признание в различных художественных сообществах было для него особенно ценно.
Паша 183 создал множество смелых работ. Одна из самых известных — «Правда за правду» — появилась к 20-летию путча, 19 августа 2011 года. В этот день на стеклянных дверях выхода со станции метро «Красные ворота» горожан встретили фигуры сотрудников ОМОНа, готовых к атаке.
Многие инсталляции P183 были временными, поскольку он любил работать с недолговечными материалами. Например, он создал инсталляцию «Осень», используя опавшие листья, или нарисовал очки на снегу, сделав дужку в виде уличного фонаря.
Признание во всем мире
На платформе YouTube можно найти увлекательный фильм о Паше 183, который легко найти по его псевдониму. В этом фильме художник делится своими мыслями, рассказывает о процессе творчества и демонстрирует некоторые из своих лучших работ.
В фильме не видно лица автора — оно традиционно скрыто маской. Даже на публичных лекциях Павел предпочитал сохранять инкогнито.
Мировая известность пришла к P183 в начале 2012 года, когда о нём заговорили британские СМИ. В газете The Guardian его сравнили с известным уличным художником Бэнкси, а друзья Пухова подхватили эту идею и начали называть Бэнкси «английским Пашей».
В начале 2010-х годов Паша 183 стал очень востребованным художником — его работы участвовали в фестивалях, проходивших в России, Европе и США. Например, в январе-феврале 2013 года во французском городе Ле-Кремлен-Бисетр состоялась совместная выставка P183 и Nebay, которая была частью фестиваля RussenKo.
В 2012 году Паша участвовал в создании мюзикла «TODD», придуманного Горшком из группы «Король и Шут». Его задачей было создание декораций, которые создавали атмосферу хоррора. Среди его работ были рисунки с хулиганскими надписями, огромный череп и призраки, стремящиеся в небо. Эта работа привлекла внимание к Паше 183 в театральном и музыкальном сообществе. Многие считают эти декорации памятником художнику, который ушёл из жизни через год после премьеры постановки.
Павел Пухов скончался 1 апреля 2013 года, и обстоятельства его смерти остались неизвестными. Предполагается, что причиной стала остановка сердца, и его смерть была ненасильственной. Похоронили художника на кладбище «Ракитки» в Новой Москве.
В память о Паше 183 Бэнкси создал работу «P183 R.I.P.». Также на «Винзаводе» группа художников оформила мемориальную стену в его честь.