Учёная, которая занимается исследованием мультиспектральных изображений знаменитого манускрипта Войнича, обнаружила на его первой странице три ранее не замеченных столбца с буквами. По всей видимости, эти столбцы расположены на правом поле страницы. Два из них содержат буквы латинского алфавита, а в третьем находятся непонятные символы, которыми написан кодекс, как предположил один из первых владельцев рукописи.
«Когда я увидела эти маргиналии, то, кажется, даже вскрикнула от удивления. Это прекрасно, когда удаётся связать загадочные записи с конкретным человеком, особенно если нам известно, как в данном случае этот человек связан с рукописью», — делится впечатлениями исполнительный директор Американской академии медиевистики Лиза Фейгин Дэвис.
Рукопись, датируемая началом XV века и не поддающаяся расшифровке, известна как один из самых загадочных документов в истории. Она уже давно привлекает внимание исследователей.
Некоторые специалисты считают, что её необычные символы представляют собой шифр, код или искусственный язык с собственной системой письма. Другие же полагают, что это позднесредневековая мистификация.
«Лингвисты и криптологи продолжают изучать текст, используя самые современные методы анализа, в надежде обнаружить скрытые закономерности, но пока безуспешно. Чем больше у нас будет информации, подобной той, что предоставляют эти фотографии, тем больше шансов на успех», — говорит Дэвис.
Лиза Фейгин Дэвис смогла восстановить утраченные буквы с помощью технологии мультиспектральной визуализации, которая позволяет обнаруживать выцветшие записи и даже стёртый текст.
Специалисты из межинституционального проекта Lazarus Project, который базируется в Рочестерском университете в штате Нью-Йорк, получили мультиспектральные изображения десяти страниц рукописи Войнича ещё в 2014 году. Недавно они разрешили Дэвис опубликовать эти изображения.
Учёная проанализировала особенности почерка, которым были написаны утраченные буквы, и сравнила их с почерками людей, которые, как известно или предполагается, могли иметь отношение к манускрипту.
Наиболее близким по стилю оказался почерк пражского врача Йоханнеса Маркуса Марци, который владел рукописью с 1662 по 1665 год.
«Поскольку некоторые латинские буквы на поле были видны невооружённым глазом, я ожидала, что обработка мультиспектральных изображений позволит обнаружить и остальные буквы. То, что они были написаны в три столбца и что их оказалось достаточно для идентификации почерка, стало для меня сюрпризом», — рассказывает специалист по средневековью.
Дэвис предполагает, что Марци либо пытался разгадать текст, используя комбинацию двух шифров, либо создавал свой собственный шифр, основанный на символах рукописи.
В любом случае, в 1665 году владелец манускрипта отправил его в Рим известному учёному-иезуиту Афанасию Кирхеру, полагая, что у него больше шансов на успех.
Дальнейшая судьба рукописи оставалась неизвестной до 1912 года, когда её обнаружил торговец редкими книгами Вильфред Войнич, муж известной писательницы.
Сейчас манускрипт хранится в Библиотеке редких книг и рукописей Бейнеке при Йельском университете в Нью-Хейвене, штат Коннектикут.
«Рукопись была в распоряжении Марци всего три года, и до недавнего времени мы не имели представления о том, что он с ней делал, кроме того, что он сам написал в письме Кирхеру. Новые сведения позволяют нам лучше понять не только то, насколько Марци был увлечён этой рукописью, но и то, каким он был человеком в кругу пражских интеллектуалов своего времени», — говорит Дэвис.
Вероятно, анализ мультиспектральных изображений позволит получить новые сведения.
«На других фотографиях также можно увидеть выцветший текст, а это значит, что нас ждут новые открытия», — говорит Дэвис.