Картину 17 века «Избиение младенцев» реставраторы возвращают к жизни

Фото: Музей Академии художеств
На протяжении почти столетия это произведение искусства хранилось в фондах Эрмитажа, сначала на валах, а затем под плотным слоем профилактических накладок в хранилище Музея Академии художеств.

В мастерских Музея Академии художеств в Санкт-Петербурге проводится работа по восстановлению монументальной картины «Избиение младенцев», которая до сих пор была практически неизвестна даже специалистам. Ожидается, что широкая публика сможет увидеть это произведение через 12 месяцев.

Полтора года назад началась комплексная реставрация, которая должна завершиться к концу следующего лета.

В конце 2025 года картина будет впервые представлена широкой публике на выставке «Лука Джордано и его ученики», которая пройдёт в московском ГМИИ им. А. С. Пушкина.

Лука Джордано, родившийся в Неаполе в 1634 году и умерший в 1705 году, был известен своим мастерством и скоростью работы. За это он получил прозвище «Лука, делающий быстро».

Его работы можно увидеть во многих музеях Европы. В Эрмитаже хранится 14 его полотен, а в других крупных музеях России — десятки других работ.

«Избиение младенцев» — это картина, которая была частью коллекции Генриха Брюля. После смерти владельца Екатерина II приобрела её в 1768 году.

В конце XIX века картина была перевезена из Эрмитажа в Гатчинский дворец, а после революции её вернули обратно.

В 1930-е годы было принято решение о восстановлении Музея Академии художеств, и Эрмитаж передал в его коллекцию некоторые экспонаты из своего собрания.

«Избиение младенцев»
Фото: Музей Академии художеств

Среди них было монументальное полотно «Избиение младенцев», размеры которого составляли 250 на 325 см. В 1935 году картина была отправлена в музей в свёрнутом виде вместе с несколькими другими холстами. В таком состоянии она хранилась до 1950-х годов, пока в музее не открылась собственная реставрационная мастерская.

«Возникла идея отреставрировать картину, но её состояние было крайне тяжёлым, а в мастерской работал только один реставратор. Он сделал профилактические заклейки по всей поверхности полотна и натянул его на подрамник. В таком виде картина просуществовала ещё более 70 лет. Мы не могли оторвать глаз от этого произведения искусства, представляя, как вдохнём в него новую жизнь. И вот недавно у нас в мастерской появилось необходимое оборудование и инструменты для такой сложной работы», — делится специалист по реставрации масляной живописи первой категории, работающая в Музее АХ Ольга Харитонова.

Состояние картины требовало проведения всех возможных видов работ, связанных с реставрацией масляной живописи. Особенно заметны были следы от горячего утюга, которым закрепляли профессиональные наклейки, и фрагменты живописи, которые были буквально на поверхности.

В ходе предварительного анализа и в процессе очистки произведения были сделаны интересные открытия. Специалисты обнаружили, что в композиции есть изменения, сделанные автором. А также они смогли восстановить ранее скрытые детали, такие как слеза на лице одной из женщин и ножка младенца в правом нижнем углу, очистив живопись от старых записей и толстого слоя лака.

Фото: Музей Академии художеств

В процессе работы с полотном специалисты столкнулись с непредвиденной сложностью: из-за некачественной дублировки, выполненной более двух с половиной веков назад (она была сделана ещё до того, как картина попала в Россию), авторские слои живописи оказались смяты и зафиксированы дублирующим холстом. Это привело к повреждениям по всему контуру картины, особенно в верхней части.

В начале работы специалисты аккуратно растянули авторский холст, чтобы разгладить складки. «Куски живописи провисали между складками холста, осыпаясь внутрь, — вспоминает Павел Александров, реставратор масляной живописи высшей категории, — поэтому нам пришлось положить картину на стол, иначе всё осыпалось бы».

Необходимо было выполнять работу одновременно, делая небольшие аккуратные шаги.

«Мы восстанавливали всё, что отклеилось, и возвращали на место всё, что поднялось вместе с клеем. Нижняя часть картины уже готова, затем мы будем работать над верхней частью, расположив её на столе», — рассказывает Ольга Харитонова.

В настоящее время все элементы произведения искусства укреплены. Произведена очистка.

Далее полотно будет снято с основы и продублировано. Это означает, что будет удалён старый дублирующий холст. После этого тыльная сторона будет очищена, и полотно будет продублировано на новый холст.

Только после этого можно будет приступить к тонировке.

Для выставки в Москве для картины будет заказана новая рама.

Наша справка

«Избиение младенцев» — произведение, созданное Лукой Джордано в 1663 году.

Художник перенёс евангельский сюжет из городских улиц на склон холма у входа в город. Чтобы передать драматизм происходящего, он использовал пейзаж: на заднем плане — вечернее небо, покрытое серыми тучами. На переднем плане — множество людей, которые сплелись в яростной схватке.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Загрузка ...
Жуковский Life

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: