Выставка приурочена к 150-летию со дня рождения выдающегося театрального реформатора XX века.
«Мы создали экспозицию, которая объединяет три ключевые темы в творчестве Мейерхольда — «Тяга к созиданию», «Ревизор» и «Петербург» — в рамках гипотезы о влиянии «Ревизора» Гоголя на творческую и личную жизнь мастера», — сообщила директор Музея театрального и музыкального искусства и руководитель проекта Наталья Метелица.
Экспозиция представляет собой музейный спектакль, где текст и его воплощение — результат совместной работы кураторов и дизайнера Юрия Сучкова.
Свободное сочетание цитат из «Ревизора» и жизненных реалий Гоголя и Мейерхольда позволяет увидеть их судьбы в новом свете, отличном от того, как они представлены в постоянной экспозиции, посвящённой творческому пути режиссёра.
По словам Метелицы, концепция выставочного проекта была вдохновлена словами Мейерхольда, которые он оставил в 1915 году в альбоме для визиток, подаренном основателю петербургского Театрального музея, коллекционеру и меценату Левкию Жевержееву. В этой записи Мейерхольд выразил своё восхищение Петербургом: «Город Петра — только он, только его воздух, его камни, его каналы способны создать таких людей, с таким стремлением к созиданию… Жить и умереть в Петербурге! Какое счастье!»
Спустя годы этот автограф приобрёл пророческий, почти мистический смысл. По трагическому стечению обстоятельств именно в Петербурге Мейерхольд был арестован и больше не вышел на свободу.
Художественное оформление выставочного пространства, напоминающее строительную площадку, вызывает ассоциации с неосуществлённой мечтой Всеволода Мейерхольда — созданием нового здания Государственного театра имени Мейерхольда.
Этот театр должен был стать театром будущего, грандиозным сооружением, открывающим невиданные технические и театральные возможности. Мейерхольд хотел украсить «творческую башню» своего театра мозаичными фризами по мотивам «Ревизора».
Однако этому новаторскому проекту не суждено было воплотиться в жизнь: театр закрыли, строительство остановили.
Шесть мозаик, чудом сохранившихся в мастерской мозаики при Российской академии художеств, впервые будут представлены на выставке.
В выставку были включены экспонаты из Бахрушинского театрального музея, который получил в наследство архив ГосТИМа, Третьяковской галереи и Государственного Эрмитажа. Также были представлены проекты нового здания Театра имени Мейерхольда из коллекции Музея архитектуры имени Алексея Щусева.
Наша справка
Всеволод Эмильевич Мейерхольд, при рождении Карл Казимир Теодор Мейерхольд, — выдающийся театральный деятель, режиссёр, актёр и педагог, оставивший неизгладимый след в истории русского и советского театра.
Биография
Всеволод Мейерхольд родился 28 января 1874 года в Пензе. В 1895 году он поступил на юридический факультет Московского университета. В том же году он принял православие и изменил своё имя на Всеволод в честь любимого писателя Всеволода Гаршина.
В 1896 году Мейерхольд перешёл на второй курс Театрально-музыкального училища Московского филармонического общества, где его наставником стал Владимир Немирович-Данченко. В 1898 году он успешно окончил училище и присоединился к труппе создаваемого Московского художественного театра.
Режиссёрская деятельность
В 1902 году Мейерхольд вместе с группой актёров покинул Художественный театр и начал свою самостоятельную режиссёрскую карьеру. В период с 1902 по 1905 год он поставил около 200 спектаклей по произведениям Метерлинка, Чехова, Горького, Ибсена, Гауптмана и других авторов.
В 1923–1928 годах Мейерхольд был лидером новаторства и эксперимента, его творчество вызывало восхищение у молодых художников.
Авторские концепции
Мейерхольд был теоретиком и практиком театрального гротеска. Он разработал программу «Театральный Октябрь» и создал актёрскую систему, получившую название «биомеханика».
В 1923 году Мейерхольд был удостоен звания Народного артиста Республики.
Всеволод Мейерхольд скончался 2 февраля 1940 года в Москве.