В рамках программы были представлены две новые постановки: «Перигелий» в постановке Вячеслава Самодурова и «Знаем благую весть» Максима Севагина.
В творчестве двух хореографов есть общая тема — космос. Их работы объединяет выбор художника — Марии Трегубовой. Однако подход к этой теме у каждого из них свой.
«Перигелий»
Самодуров, один из самых талантливых и востребованных хореографов в России, снова черпает вдохновение в науке. На этот раз зрители узнали, что перигелий — это точка на орбите планеты, которая ближе всего к родительской звезде. Это понятие могло бы остаться лишь красивым сочетанием букв на афише, но Самодуров не любит абстрактную красоту. Он нашёл союзника в лице композитора Владимира Горлинского, с которым работал впервые. Вместе с Трегубовой они создали аскетичный и суровый мир, который оживает вместе с магмой черно-серебристой ткани, покрывающей пространство, и шаром далёкой, а затем опасно близкой звезды.
Люди, облачённые в телесные костюмы, постоянно ощущают опасность. Это чувство усиливается благодаря музыке. Она постепенно нарастает, создавая ощущение неизбежности взрыва, и напоминает «Болеро» Равеля с его торжеством ударных инструментов.
Музыка, словно доспехи, защищает хореографию, которая так же мощна и неутомима, как и она сама. Танцовщикам приходится постоянно поддерживать энергетический уровень, необходимый для крещендо, на котором Самодуров строит свои балеты.
Три танцовщицы-солистки, два солиста, корифеи и корифейки, небольшой ансамбль кордебалета — все они словно магнитом притягиваются друг к другу, чтобы через мгновение разлететься и вновь соединиться в разнообразных сочетаниях.
Выстреливают мгновенные соло, взрывоопасно-стремительны дуэты. Самодуров, заставляющий верх корпуса с руками течь свободной лавой вопреки законам академизма, требует от ног ртутной стремительности и классичности. Тела его танцовщиков действительно испытывают космические перегрузки.
Эта монохромная жизнь на пределе эффектно взрывается ярко-оранжевым метеоритным дождём, окрашивающим всё и всех в красный цвет, смертоносный и освобождающий одновременно. Но если смертоносность исполнителям удаётся передать, то фирменную самодуровскую яростность — лишь частично.
Его энергию прекрасно ощущает и передаёт Энхмунх Оюнболд. Другие участники (Наталья Сазанова, Анастасия Лименько, Анастасия Смирнова, Марчелло Пелиццони, Артур Мкртчян, Иннокентий Юлдашев, Дарья Юрченко) иногда могут подключиться к нему, но это происходит нечасто, так как им приходится тратить силы на преодоление технических трудностей текста.
Возможно, поэтому тридцатиминутная композиция, которая была тщательно продумана как программа управления космическим полётом, в какой-то момент даёт сбой. Она позволяет сделать перерыв — действие, которое в принципе не предусмотрено эстетикой Самодурова.
«Знаем благую весть»
Балет Максима Севагина представляет собой совершенно иной мир, который открывается зрителю через фрагменты хоровой симфонии Валерия Гаврилина «Перезвоны». В исполнении произведения принял участие «Мининский хор» — Московский камерный хор под управлением дирижёра Тимофея Гольберга.
Этот мир узнаваем и познаваем, он уютен, как старые передачи «Утренняя почта» и «Музыкальный киоск». За красным занавесом, украшенным ярким солнцем, скрываются гигантские звёзды, похожие на клубнику, и кот, который прячется среди них. Ещё один кот подмигивает зрителям с задника сцены.
Также на сцене можно увидеть группу девушек в сарафанах разных оттенков красного. В этом мире, наполненном простодушным умилением, происходит что-то радостное, печальное, смешное. Почти в конце представления солнце скрывается за чёрным диском, намекая на реалии «Перигелия».
В этом балете хореография Севагина также не претендует на оригинальность. Она не пытается скрыть свою вторичность, отсылая к «Русским сезонам» Алексея Ратманского, к плывущим хороводам ансамбля «Берёзка» и к соавтору программы «Место во Вселенной».
Иногда хореография, пусть и выдавая источники вдохновения, идеально сочетается с музыкой, как в дуэте «Скажи, скажи, голубчик», который превращается в секстет (Полина Заярная и Денис Дмитриев тонко передают эту полифонию). Но чаще она выглядит иллюстративной, лишь сопровождая звучание хора из оркестровой ямы.
Именно благодаря этому хору, не боящемуся от искристой радости ухнуть в бездны страха, «Знаем благую весть» в конце концов создаёт рифму «Перигелию».
Наша справка
Московский академический Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко — это театр оперы и балета, расположенный в Тверском районе Москвы. Он был основан в 1941 году.