Государственный академический Большой театр России (ГАБТ) готовит премьеру оперы «Риголетто» Джузеппе Верди. Спектакли состоятся на Исторической сцене с 14 по 17 ноября, сообщили в пресс-службе ГАБТ.
«В работе над спектаклем участвует интернациональная команда. Постановкой руководят маэстро Валерий Гергиев и Джанкарло дель Монако — всемирно известный итальянский режиссёр, представитель прославленной оперной династии. Он также выступает в качестве сценографа, сотрудничая с испанским театральным художником Антонио Ромеро. Костюмы, вдохновлённые итальянской высокой модой, созданы Габриелой Салаверри — художником по костюмам, которая сотрудничает с ведущими драматическими театрами в Испании и музыкальными театрами как в Испании, так и за её пределами. Евгений Подъездников отвечает за световую партитуру спектакля, а Илья Старилов — за видеоконтент»,— Об этом сообщили в пресс-службе.
Также стало известно, что в главных ролях заняты Чжан Мэньвэнь, Полина Пелецкая, Екатерина Савинкова, Полина Шабунина и Гузель Шарипова (Джильда). В числе исполнителей также Эльчин Азизов, Максим Аниськин, Ариунбаатар Ганбаатар, Александр Краснов (Риголетто). Кроме того, в постановке задействованы Константин Артемьев, Роман Коллерт, Павел Петров и Роман Широких (Герцог Мантуанский).
О постановке
В преддверии премьеры режиссёр Джанкарло дель Монако, поделился своими мыслями о новом спектакле «Риголетто».
«Честно говоря, я уже и не помню, сколько раз ставил «Риголетто». Эта опера, как и многие другие, знакома мне с самого детства. Я вырос в семье, где опера была главным увлечением: бабушка, отец и мать были оперными певцами, а дедушка — музыкальным критиком. В нашем доме звучала только опера, и ничего, кроме неё. Через эту любовь я и познавал это искусство. К шестнадцати годам я знал наизусть не менее шестидесяти опер, каждую ноту и каждое слово. Я хорошо изучил «Риголетто» и знаю, как подойти к этой опере с необычной стороны», — сказал режиссёр о своей новой постановке.
«Для меня было принципиально важно, чтобы на сцене были живые люди, чтобы зрители могли узнать в них себя. Чтобы каждый отец и мать переживали за Джильду. Чтобы любой бандит или богач увидел в герцоге себя. Чтобы убийцы почувствовали себя неловко. Ведь когда действие происходит в XV–XVI веках, звучит красивая музыка, и зрители могут слишком увлечься происходящим, не ощутив в полной мере то страдание, которое есть в современности», — так режиссёр объяснил концепцию спектакля, действие которого перенесено в настоящее время.
В процессе работы над постановкой он использовал метод Станиславского, а также вдохновлялся эстетикой Достоевского.
«Меня всегда привлекала русская культура. Я изучал великие произведения русских писателей и поэтов, и мне кажется, что в моей постановке «Риголетто» есть отголоски Достоевского, его понимания драмы», — поделился режиссёр.
В своих воспоминаниях о сотрудничестве с Валерием Гергиевым он выразил искренний восторг.
«Когда Валерий Гергиев только занял пост генерального директора Мариинского театра, я был одним из первых режиссёров, с которыми он начал сотрудничать. Вместе мы поставили «Отелло». Я до сих пор помню этот спектакль и всех артистов, хотя прошло уже почти тридцать лет. Мы работали вместе, общались, много говорили о театре. Мне кажется, не всегда важен сам процесс совместной работы. Главное — верить в то, что вы делаете, и понимать, что это исходит из общей идеи. А мы сходимся в основных моментах: как мы видим театр, как мы видим важность слова в музыкальном театре. Маэстро Гергиев для меня, пожалуй, самый харизматичный дирижёр современности», — поделился Джанкарло дель Монако.
Наша справка
Премьера оперы «Риголетто» состоялась 11 марта 1851 года в театре Ла Фениче в Венеции. С самого начала опера пользовалась успехом, и её популярность только росла. Вскоре она появилась на сценах других итальянских театров, а затем стала известна и за пределами Италии.
«Риголетто» — это опера в трёх действиях, созданная Джузеппе Верди в 1850–1851 годах.
В центре сюжета — распутный герцог Мантуанский, его придворный шут Риголетто, страдающий от физического недостатка, и дочь Риголетто Джильда. Действие происходит в Мантуе и её окрестностях в XVI веке.
Либретто оперы было написано Франческо Марией Пьяве по мотивам пьесы Виктора Гюго «Король забавляется» (1832). По требованию цензоров, исторический король был заменён на вымышленного герцога, а безобразный шут Трибуле — на Риголетто.
В 1857 году опера была поставлена в Вене, затем в Пеште, Праге и Лондоне. В России она впервые прозвучала в 1853 году в исполнении итальянской труппы в Петербурге, а на русском языке — только через 15 лет, 6 ноября 1878 года.
В Большом театре опера «Риголетто» ставилась 10 раз — с 1859 по 1989 год. Последний раз она прозвучала на сцене Большого театра в конце 2014 года в рамках совместной постановки Оперного фестиваля в Экс-ан-Провансе (Франция), Рейнской национальной оперы (Страсбург), Театра Ла Монне (Бельгия), Большого театра Женевы (Швейцария) и Большого театра России.