«Преступление и наказание» Достоевского покоряет американские театры балета

Фото: сгенерировано нейросетью Kandinsky
«Мне нравится создавать в мире балета эмоциональные американские горки, когда зрители действительно оказываются на грани», — рассказывает хореограф Хелен Пикетт.

Классический русский роман открывает американскому театру балета новую эру, в театре впервые поставили спектакль по мотивам романа Фёдора Достоевского «Преступление и наказание», написанного в 1866 году. — сообщает журнал Vogue.

Сьюзан Джаффе, которая с 2022 года возглавляет труппу, обратилась к Пикетт после того, как увидела её адаптацию «Сурового испытания» для Шотландского балета. Будучи бывшей ведущей танцовщицей ABT, Джаффе стремилась сохранить классические произведения из репертуара и привнести в них новые творческие идеи.

«Наше восприятие и сознание как людей сильно изменились, особенно за последние 10 лет. Отражать эти изменения — это и ответственность, и честь, а также понимание того, кем мы являемся как компания», — говорит она.

Хотя для Пикетт важно быть первой женщиной, которая создала полноценный балет для ABT, в последние два года она стремилась прежде всего рассказать «лучшую из возможных историй». В этом ей помог Джеймс Бонас, давний творческий партнёр Пикетт и сорежиссёр балета, который предложил обратиться к «Преступлению и наказанию».

Пикетт начала свою карьеру в мире танца, обучаясь в Балете Сан-Франциско, а затем присоединилась к Франкфуртскому балету Уильяма Форсайта. Позже она переключилась на театр, в том числе работала с экспериментальной группой Вустера в Нью-Йорке. Бонас же изучал актёрское мастерство в Лондонской Королевской академии драматического искусства, после чего начал карьеру театрального и оперного режиссёра.

Вместе они создали уникальное партнёрство в мире танца, создавая балеты, в которых сочетаются искусная театральность, классическая балетная техника и современный язык, который Пикетт оттачивала с момента своего первого заказа в 2005 году.

Ещё до того как Пикетт приступила к созданию движений, они с Бонасом обсудили, как будет развиваться сюжет их балета.

«Мы разработали сценарий в общем документе Google, который редактировали в течение нескольких месяцев», — рассказывает Бонас, живущий в Лондоне, и Пикетт, проживающая в Филадельфии.

После того как они сократили роман «Преступление и наказание» до двухактного балета, дуэт обратился за помощью к британскому композитору Изабель Уоллер-Бридж.

Уоллер-Бридж работала в театре, кино и на телевидении, включая оба сезона сериала «Флибустьеры» своей сестры Фиби, но «Преступление и наказание» стало её первым опытом в области сюжетного балета.

«Музыка во многом опирается на скрытый смысл, поэтому в ней важно передать то, что происходит за сценой, и чувства героев», — говорит Уоллер-Бридж.

За помощью она обратилась к доктору Оливеру Риди, профессору русской литературы в Оксфордском университете. «Мне нужно было понять историю, чтобы музыка звучала правдиво. Оливер перевёл книгу и написал несколько эссе о ней», — рассказывает Уоллер-Бридж.

Когда она начинала сочинять музыку, обычно после вдохновляющей прогулки по Лондону, она сначала играла на фортепиано, а затем переносила свои мелодии на компьютер, чтобы создать оркестровое звучание.

Пока Уоллер-Бридж подбирала музыкальное сопровождение для постановки, Пикетт работала над созданием движений для каждого персонажа.

Её помощница Сара Хиллмер в конечном итоге помогла воплотить идеи Пикетт в жизнь, например, она помогла ей создать движения для танцоров, которые должны были быть «с большим наклоном в сторону и более явным движением плеч».

Балерина
Фото: сгенерировано нейросетью Kandinsky

Также она занялась формированием остальной части творческой команды, в которую вошли Соутра Гилмор (декорации и костюмы), Тал Ярдэн (видеодизайн) и Дженнифер Типтон (световое оформление).

«Великие произведения искусства или литературы, такие как «Преступление и наказание», затрагивают нечто фундаментальное в человеческой природе, что всегда будет говорить с нами и оставаться актуальным в разные периоды», — говорит Бонас.

В этом духе минималистичные декорации и костюмы не привязаны к эпохе романа, действие которого происходит в Санкт-Петербурге XIX века. Сцены из снов Раскольникова, которые занимают центральное место в тексте, были преобразованы в видеопроекции.

Ярден Пикетт и Бонас предложили включить в актёрский состав «Преступления и наказания» как мужчин, так и женщин, исполняющих роль Раскольникова — персонажа, который в романе является мужчиной.

«Раскольников — это настолько многогранный персонаж, что дело было не в том, чтобы выбрать актёров по половому признаку. Мы искали актёров, которые могли бы передать эмоциональную, психологическую и физическую глубину, необходимую для этой роли», — объясняет Пикетт.

Процесс выбора актёров начался в прошлом году, когда начались репетиции «Преступления и наказания», хотя основная часть репетиций в студии началась только в прошлом месяце.

Для Кассандры Тренари, которая исполнит партию Раскольникова на премьере, предстоящая неделя будет насыщенной и напряжённой. Она также участвует в четырёх других постановках в течение осеннего сезона ABT, включая две новые работы.

Помимо изучения хореографии и знакомства с особенностями стиля Пикетт, Тренари работала над созданием образа героини. Она не только перечитывала роман Достоевского, но и изучала телесериалы, такие как «Индустрия» и «Любовь и смерть», где Элизабет Олсен играет реальную обвиняемую в убийстве Кэнди Монтгомери. Это помогло ей лучше понять, как воплотить образ Раскольникова на сцене.

«Очень интересно видеть, как эти истории, написанные в 1866 году, находят отклик в современных произведениях. Наблюдая за тем, как актёры справляются с подобными ситуациями, я лучше понимаю, каково это — оказаться в обстоятельствах, из которых нет выхода», — рассказывает Тренари.

Она полагает, что смена привычного амплуа балерины позволила ей открыть новые грани эмоций.

«Было так увлекательно исследовать, каково это — выразить гнев, направленный на несправедливость и на себя, и как это ощущается физически? Вместо того чтобы надеть пуанты и оказаться в эфемерном мире, эта работа привносит в танец более приземлённые, человеческие элементы. Я считаю, что это замечательный пример того времени, в котором мы живём, — времени, когда танец и балет становятся всё более актуальными», — делится своими мыслями Тренари.

С 30 октября по 3 ноября в театре Дэвида Коха состоится премьера спектакля «Преступление и наказание», поставленного Американским театром балета.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Загрузка ...
Жуковский Life

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: