Художник-реставратор рассказывает о процессе восстановления папирусов

Фото: Государственный исторический музей
Наиболее таинственные и поэтичные образцы древних письменных источников нуждаются в особом подходе. О том, как сегодня происходит восстановление папирусов, рассказывает эксперт из Государственного исторического музея.

В России не так много коллекций, посвящённых древнеегипетским артефактам, как, например, в музеях Каира или Парижа. Но даже в наших собраниях можно найти удивительные вещи.

Например, в Государственном историческом музее хранится большое количество папирусов. Это стало неожиданностью для сотрудников музея, и им пришлось научиться их восстанавливать.

Заведующая мастерской реставрации редких книг и графики Государственного исторического музея и художник-реставратор высшей категории Ирина Мелихова, рассказала изданию «THE ART NEWSPAPER RUSSIA» о том, как они решают эту задачу.

В феврале 2019 года хранитель музея Елена Уханова обратилась к реставраторам с просьбой поработать с папирусами, которые находились в фондах. Эти предметы были перемещены после Второй мировой войны и долгое время не привлекали внимания. Однако теперь настало время внести их в Государственный каталог и привести в порядок.

Состояние папирусов ухудшилось из-за того, что они хранились между стёклами в специальных старинных «стеклопакетах». Эти «стеклопакеты» были повреждены во время транспортировки, что привело к повреждению папирусов. На некоторых из них появились характерные высолы — белесый налёт, возникающий в результате солевой коррозии, который вредил органическому материалу. Некоторые кусочки папируса прилипли к стеклу, а другие представляли собой фрагменты, просто сложенные в конверты.

Все стёкла и конверты относятся к началу XX века.

«В мою работу поступило более пятидесяти папирусов, что составляет четверть всей коллекции. Остальные папирусы были в удовлетворительном состоянии», — рассказывает Мелихова, которой была поручена новая задача.

Чтобы не допустить ошибок, реставратор консультировалась с коллегами из Пушкинского музея и Института востоковедения.

Необходимо было отделить папирусы от старых стеклянных пластин и разместить их на новой основе. Фрагментированные папирусы требовалось собрать в цельные документы.

«Поскольку я не владею древнегреческим языком, мы обратились в Академию наук. Вместе с папирологом Еленой Чепель мы раскладывали папирусы, словно собирая головоломку, — объясняет реставратор. — Благодаря моему опыту работы с древнерусской письменностью, где скоропись тоже не всегда понятна, но где можно соединить половинки букв, я постепенно разобралась. В столбцах необходимо сопоставлять волокна тряпичной бумаги, а здесь — чёткую структуру папируса».

Весной 2023 года были успешно завершены основные реставрационные работы над папирусами из коллекции Мелихова. После проведения необходимых процедур они были возвращены в фонды Государственного исторического музея. Некоторые из них были представлены на выставке «Россия: дорогами цивилизаций» в 2022 году.

Реставрация папируса
Фото: Государственный исторический музей

Среди возвращённых экспонатов были письмо и приказ, датированные 301 годом нашей эры, а также письмо Аврелия Максимиана, адресованное Аврелию Апиону, написанное в III веке нашей эры. Однако работа над последним из этой партии, самым крупным документом, ещё не завершена, и он всё ещё находится на столе реставратора.

Ирина Мелихова, которая ранее работала с папирусами в Историческом музее, была приглашена в Музей истории Пермского университета. Вместе со специалистами по папирусам из Академии наук, возглавляемыми Иваном Мирошниковым, она взялась за разбор египетской коллекции, собранной генералом Александром Пальниковым.

«Казалось, что эти предметы не трогали со времён фараонов. Это были коробки и конверты с фрагментами папирусов. Хранители боялись прикасаться к ним, настолько хрупким был материал. Мы смогли разделить эти фрагменты на отдельные документы. Но их нужно закрепить, это требует долгой и кропотливой работы», — рассказывает реставратор.

После этого Мелихова посетила Египет.

«Мой визит в Каирский музей подтвердил, что методы реставрации документальных материалов, которые мы применяем к папирусам, оказались эффективными», — говорит она.

Кроме того, по приглашению российских археологов и папирологов из Центра египтологических исследований Российской академии наук она отправилась на место раскопок в Фаюмский оазис, рядом с городом Крокодилополь.

«Наш вагончик стоял прямо у места раскопок. Нужно было аккуратно отделить слои папируса, не повредив текст. Также я соединила фрагменты списка блюд с роскошного пира, который состоялся во время праздника Теадельфий. Папирус, конечно, остался в Египте, его нельзя вывозить. Но ощущение соприкосновения с прошлым было невероятным», — поделилась своими впечатлениями Ирина Мелихова.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Загрузка ...
Жуковский Life

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: