Кроме того, они смогли расшифровать символическое значение, которое было заложено в этой мозаике.
Об этом проекте рассказала сотрудник научно-исследовательской лаборатории «Цифровые технологии в историко-археологических исследованиях» Элла Карнаушенко.
Так называемая «Базилика в базилике» — это остатки двух храмов, которые находились на одном месте в разное время и были обнаружены в ходе раскопок в 1889 году.
Первый храм, по оценкам исследователей, был построен в первой половине VI века нашей эры и разрушен в результате пожара в X веке. В том же веке был построен второй храм, но меньшего размера. Он просуществовал до конца XIII века.
Полы первого храма были украшены мозаикой, в том числе одна из мозаик находилась в пристройке-крестильне, расположенной с северной стороны здания. Баптистерий, как и вся базилика, был построен в VI веке.
«Наши предшественники также занимались восстановлением мозаик, и в случае с этой мозаикой, расположенной в баптистерии базилики, мы использовали наработки известного советского археолога Олега Ивановича Домбровского. Однако мы стремились к максимальной точности реконструкции, используя современные методы археологических исследований. Этот опыт существует в мире, и в Севастополе, который является одним из центров античной и византийской археологии в России, это направление активно развивается», — сообщила Карнаушенко.
Она объяснила, что некоторые элементы мозаики были утеряны. Сохранившаяся часть была оцифрована с высоким разрешением, и затем учёные восстановили недостающие части с помощью цифровых инструментов. В своей работе они опирались на художественные принципы, по которым создавались византийские мозаики, а также на уже существующие подобные произведения искусства.
Расшифровка смыслов мозаики
«В христианской иконографии заложен глубокий смысл. В рассматриваемый период история изображений птиц и плодов насчитывала уже несколько столетий. Впоследствии символизм изображений уступил место большей реалистичности, но в раннехристианской иконографии символы были понятны современникам. В наше время для их интерпретации требуется работа специалистов-исследователей», — подчеркнула Карнаушенко.
Она подчеркнула, что в этой композиции каждая деталь имеет значение. В центре композиции находится павлин, который олицетворяет воскресшего Христа. В древности эту птицу считали символом бессмертия. Распущенный хвост павлина символизирует сияние вокруг фигуры Спасителя, которое можно увидеть на иконах.
Под павлином изображены две цесарки. В древности эти птицы были домашними, и в этой композиции они символизируют земное состояние. Также они могут означать народ, который следует за своим лидером.
В этом контексте также имеют значение геометрические фигуры. В композицию шестиугольника гармонично вписываются круг и ромб.
Круг — это символ бесконечности, идеального абсолюта и совершенства. В него вписан павлин, но его лапы образуют верхнюю часть ромба, в который вписаны две цесарки.
Ромб в данном случае символизирует землю, а павлин связывает круг и ромб, подобно тому, как Христос возносит земное человечество к небесам.
«Это может означать, с одной стороны, что все, кто нуждается в спасении, обращаются к нему, а с другой стороны, подчёркивает контраст между земным и небесным», — пояснила собеседница агентства.
Все элементы композиции объединены общим элементом — плетёным узором, который символизирует связь между небом и землёй. Голуби, окружённые этим узором, олицетворяют спасённых, святых и верных. Круг, в который они вписаны, связывает их с небесным миром, а образ голубя говорит о добродетелях верных. На заднем плане изображены плоды, которые можно рассматривать как отсылку к образу небесного сада.
В мозаике цвета не случайны. Считается, что белый фон был заимствован из раннехристианского искусства, где он символизировал абсолютный свет. В рассматриваемой мозаике он занимает первое место.
Золотой цвет, равный ему по значимости, олицетворяет божественный свет. А вторым по важности является красный цвет, который символизирует Воскресение.
«Поскольку это помещение служило баптистерием, то уместно вспомнить, что в христианской традиции таинство крещения символизирует смерть и возрождение. Человек умирает для прошлой, земной жизни и мирской суеты, чтобы начать новую духовную жизнь вместе с последователями Христа. Для крещаемого эти символы не были просто декоративными элементами. Изображения на мозаике имели глубокое значение. Вероятно, стены помещения также были украшены росписями с символическим смыслом. Однако при разрушении базилики эти изображения были утрачены», — добавила Карнаушенко.